Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Не громозди этажи на шатком фундаменте, а заложи прочный фундамент для крепкого каркаса!"



Вот как длинно звучит мой вывод из проделанного опыта работы.
Один предметник-математик школы говорит, что я, мол, громозю чёрт знает сколько материала! Столько даю материала, что ужас! Всё до конца! На каждом уроке всё одно и то же! Но толку никакого нет.
- И не будет!
Я на своём опыте ясно убедился, что дать материал по силе усвояемости и соразмерно с осмысливанием – лучший шанс на успех. Дай то, что нужно, необходимо в доступной форме, дай самое близкое, обоснованное на базе ранее узнанного – наверняка шанс на усвоение. Что толку громоздить университетский, институтский материал на плечи пяти-шести-семиклассников и хвалиться объемом преподносимого материала. Преподанное, но не понятное – это перегон из пустого в порожнее. Это – горох об стену. Это – выставление своего знания.
Говоря это, мне приходит в голову одно интересное сравнение. Некоторые докладчики – докладчики не особенно из знающих – выходя к колхозникам со своим докладом, решают козырять своим умением применять вычурные, расфуфыренные слова. Он мыслит – и правильно мыслит! – что колхозникам (из малопонятных, каковые у нас ещё есть) подумают: «Вот как умеет говорить! Он всё говорит книжными, заумными словами. А ведь он их знает! А мы и слыхать-то не слыхивали! Это, брат вот докладчик! Он всем носы потрёт!»
К сожалению, так рассуждающих у нас тоже довелось слыхивать. Говоря для них толковое своим языком – они и скажут: он ничего-то нам нового не сказал! Такие люди не вникают в суть докладуемого, а следят за красивыми, мало и непонятно выразимыми словами! Вот-де это – доклад! (К счастью, таких становится всё меньше!).
Так петушатся вышеприводимые предметники. Они хотят выставлять себя напоказ: вот, мол, я как и что знаю! А вы – ни черта!
Есть ученики, от которых приходилось слышать: вот предмет – ничего не понимаем, очень трудно. А ведь он сам – всё знает наизусть! Он, наверное, всех больше знает? Других послушаешь – всё понятно.
К счастью, опять-таки это – не тип. Это – единица. Таких становится меньше. Но в том то беда, что преподаватели не могут отказаться от данной мысли. Ведь пора бы понять, что требуется не твоё понятие, ты и так должен понимать, а требуется чтобы тебя понимали учащиеся. Нам нужно, чтобы класс понял преподносимый материал, а не твоё хвастовство перед учащимися своим знанием. Нужно, чтобы ты учил учащихся хоть малому, да понятливому, доступному. Чтобы от твоего преподносимого оставалось что-то. Дай мало, но чтобы и малое было; не дай многого, непосильного: оно бесполезно, т.к. ноша будет брошена. Малым добьешься многого, «из малого делается великое». К малому малое учи- будет камень на камне. На цепком фундаменте и каркас будет крепок; на крепком каркасе и дом долговечен. Институт – впереди. Ведь и крыша строится после фундамента и возведения самого дома.



С.М. Кушаков
2 ноября 1949 года.