Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Я против грубостей"



Учащихся отпустил с урока на перерыв. Сам со сборами задержался в классе. Выхожу, ученик Н.А. передаёт Б.Г. что-то. Я не заметил, что именно. Но заметил, что Б. прячет в кулаке, сам виновато оглядывается на меня.
- Что получил?
- Ничего.
- А всё-таки? Что в руке?
- Вот! Только это. Больше ничего… Я этого не хотел, мне Н, передал. Я и не знал, что он мне передаёт, - старается увильнуть пойманный ученик.
- Ты мне не говори. Но скажу, что этим заниматься детям нельзя (в руке он держал полученное от Н. ружьё-самопал – детское, ручное, самодельное, стреляющее спичечной серой от удара гвоздём).
- На вот, возьми, и отдай обратно Н. Но с такими вещами шутить нельзя. Скажи и ему. Больше у вас чтобы не было. Надеюсь. – И удаляюсь. Украдкой вижу: в толкучке ребятишек Б. ищет Н., не подозревая, что я слежу за ним, хотя и надеюсь на исполнение моего признания.

* * *

В этом случае я рассчитывал на благоразумие, совесть ученика, на свой авторитет, на достоинство ученика, на то, что мягкое слово, мягкое обращение и обращение гуманное сломит самый непокорный характер ребёнка. Ведь надо же учитывать и то, что детское изделие будь это отрицательное, будь иль положительное – оно есть творчество его. Разрушать беспринципно, бесчуственно, хамски, пользуясь своей должностью, силой – считаю неверным. Пусть занимается творчеством. Ведь ребёнок хочет же заполнить своё свободное время действиями. А раз это время он использует на сознание чего-то – значит он имеет какие-то задатки. Не надо задевать его достоинство и растоптать его труд, хотя ты и ненужной на ваш взгляд. Нужно в этом случае сказать, что хорошо он сделал, но сделал не то что следовало бы… надо направлять его это стремление, умение, творить, что мы зачастую не делаем. А вот дай тому же ученику, отобрав это, задание сделать что-то полезное, подобное этому, он берётся с охотой, с желанием и с большим рвением: он почувствует силу, достоинство, считает, что поручение это – учителя, а значит сделать необходимо. Он будет ещё дорожить и внутренне горд за то, что вы ему дали задание сделать подобное, ну, скажем, прибор, какое-нибудь наглядное приспособление для показа учащимся. Да мало ли таких поручений может найтись для детского выполнения. Он будет горой за Вас, он будет ваш. Он никогда больше не будет в замечании, он будет шёлк, он будет настоящим честным малым. (Правда, при постоянной поддержке этого духа, при отсутствии, опять-таки его безделия). У одного ученика вы завоевали сердце и расположили к себе. Перед одним вы стали выше авторитетом. А это передаётся у них от одного к другим. Точно!
- Во! – скажут они, - наш учитель!
Поверни дело по-другому? Попробуй отнять у него эту вещь варварски, пользуясь своим положением?
Верно, он, может, ничего не скажет, не нагрубит, не подаст и виду, что он обижен. Но на следующий день вы увидите ещё то же, или похуже. Попробуй тогда отнять у него это? Не тут-то будет! Он вам не даст или нарочно поднимет скандал, навредит вам же перед учащимися. В конце концов вы силой можете у него забрать это, если хватит у вас на это воли, но он назавтра придёт опять с аналогичным предметом или же с новым видом творчества, но ничуть не положительного.
Я против глупостей. Я против того, что пользуясь местом и положением зачастую, не считаясь с личностью, отбирают с рук что бы то ни было!
Нужно воспитывать, а не оскорблять достоинство хотя бы ученик.



С.М. Кушаков
23 сентября 1950 года