Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"- «лан», «дене»"



Все почти почему-то говорят:
- Латкокытым пайлаш кокыт дене, кудытым пайлаш кумыт дене…
Зачем? Почему?
Неправильно.
С этого надо начать учёбу.
Не «дене», а «лан».
- Пайлаш кокытлан, кумытлан, т.д.
Это замечание делал я неоднократно и многим учителям. От этого зависит многое. Если ученик всё время в течение нескольких лет слышит одно и то же, то вышибить это в течение одного-двух уроков совершенно невозможно.
Такое же положение и с выговором отдельных фраз и слов.
Учителя наши – многие – (Спасова М.И. и другие) произносят так:
- чтэние, арифметик, родный язык (ударение на «о», «я»), русский язык (ударение на «я»)…
И ученики их произносят:
- Чтэние, родный язык (ударение на «о», «я»), русский язык (ударение на «я»), говорят и пишут «арифметик».
Слушая речь таких «американок», я невольно вспоминаю кинофильм «Цирк», где американка поёт: «Над шдтраной весденный ветэр веэт…»
Как много нужно знать самому учителю, чтобы учить других. А это, кажется, и мелочь, чего и нужды почти нет затрагивать, но затрагивать нужно, ибо из малого делается великое. Корни путают, умы калечат. А хотят учить и геройствуют: «Я - кто?».
Нужно бы самим таким горе-шалопаям подучиться.
Говорят: вавочка, сована, вомва. Кто виноват?
Только учитель. Тот ученик, который не может правильно произнести отдельные слова, говорит о неумении произнести эти же слова обучающего его учителя.
Учить и учиться. Самому постоянно всегда, везде – должен быть нашим девизом.



С.М. Кушаков
5 октября 1948 года