Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Мелочь"


(О воспитании полезной привычки)

Висело объявление:
«Все, кто взял книгу из школьной библиотеки, должны сдать не позднее 25 февраля с.г. для учёта».

Сегодня библиотекарь X. просит всех в учительской:
- Товарищи! Классные руководители и начальных и старших классов! Прошу вас: как пойдете на урок, предупредите всех, чтобы ребята сдавали в библиотеку взятые книги. Нам нужно произвести учёт.
- Зачем? У вас же висит объявление об этом?
- Объявление – само по себе. Его не замечают и не обращают внимания.
- А вот надо, - сказал я, - чтобы они обращали на это внимание. Надо их приучить к этому. Ведь что получается: мы сами умаляем роль нашего объявления? Ученик, прочитав объявление, повторно слышит то же самое от классного руководителя. Другой раз, если и будет объявление, во-первых, ученик не будет обращать на него внимания (ведь всё равно же ему скажут классные руководители), во-вторых, если и прочтёт сам, не будет исполнять его без дополнительного предупреждения классными руководителями. Неудивительно: ведь всегда же предупреждается дополнительно, значит это важно, раз другие вмешиваются в это дело. А если не повторяют словесно, - значит – филькина грамота, которую можно не исполнять.
Доводы были налицо.
Как у нас зачастую не обращают на это внимания, считая это за «мелочь» в работе. Нет! Это – воспитание, элемент его, и нужный! Воспитывать полезную привычку надо начинать с этого.



С.М. Кушаков
21 февраля 1949 г.