Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Момент может решать успех дела"



Родители! Поддерживайте в детях дух умения, не давайте детям пасть духом. Упустите момент – ребёнок может испортиться.

* * *

Девочка Оля училась во 2-м классе. Было начало учебного года. Непростительно: мы не наблюдали за ней: до 21 сентября – сколько времени!
И вот, однажды, я решил спросить: как она учится, какие имеет оценки. Добавлю, что в 1-м классе она была средней ученицей.
И спросил-то я не с намерением, а лишь потому, что заметил: девочка бездельничает.
- Что ты получаешь, какие оценки, Оля, в этом году? Двойки имеются?
- Имеются. (Дети честны!)
- По каким предметам?
- По арифметике.
- По чтению?
- По чтению «три».
- Дай-ка тетради.
Действительно, стояли двойки.
Смотрю последнее решение. Действие со скобками. Вне скобки – умножение, в скобках – вычитание. Оля решает по-порядку, а не начиная со скобок. И полученное совершенно не может относится ни к чему.
- Как получила это?
- Не знаю…
- А как сама не знаешь? Списала?
- Не знаю…
Заплакала. Зарыдала обиженным тоном. Я почуствовал, что она не поняла, бессильна перед решением задачи. Растерялась. Но чтобы заполнять решением – она писала какие-то самые ненужные, ниоткуда, не взятые числа.
- Зачем же ты их пишешь?
- Не знаю решение…
- Решай, - предложил я. – Возьми счёт. – Стал направлять на правильное решение. Не дотронулся даже до тетради.
- Как ты хочешь начинать?
- Не знаю, - опять последовал ответ.
- Начинай со скобок. Читай.
Читает правильно.
- Решай. - Решает правильно.
- Что остается делать?
- Надписать ответ над скобками.
- А дальше?
- Перемножить. – Умножает правильно.
- Читай ответ. – Читает правильно.
Так исправила все неправильно решённые примеры и дорешила остальное.
- Каждый день решай при мне, и непременно вслух, - говорю я. Вижу, девочка рада. В школе, она получила за эту работу «три», т.к. получилось с перечёркиванием. Хорошо, девочка и тому рада и сияет.
- Не брат ли сделал? – спросили в школе.
- Нет , - отвечала она, - сделала сама.
С приходом из школы, Оля сразу села (после обеда, конечно) за решение примеров. Села, стала решать вслух. Она знает, что, хотя я и не слежу, слушаю её решение, и до тех пор, пока не скажу «посмотри, так ли?», шла вперёд. Замечательно справилась! Пишет чисто, без помарок, решение абсолютно правильное. Я-то знаю: заслуженно она получит за это «пять». Но, вижу, и она чувствует это. Действительно, на следующий день она приносит тетрадь с пятёркой: сияет, рада, довольна! После того случая не прошёл ещё день, когда она сама смело не бралась бы за решение задач: решает смело, правильно, чувствуя свою силу, а в случае – и поддержку. Но, вставлю замечание, не увлекайтесь при этом поддержкой, ибо ученик может переключится на ваше «иждивение» и, решая, всегда станет посматривать на вас. И до тех пор, пока вы не скажете «да» или «нет», он будет стоять, ожидая ваш суд. Получив «суд», он двинется дальше. Это уже тоже не годится. Вы делайте вид, что совершенно не проверяете, не следите, а сами стойте на чеку. Ученику и в голову не приходит мысль, что раз посмотрев, безо всего, вы уже решили его примеры. Поэтому он не будет подозревать вашу слежку.

* * *

Так и чтение. Получала «3» (по её же словам). Просил почитать. Читает, верно, неважно. Попросил читать с объяснениями прочитанного ещё раз, направлял же я на то, чтобы пересказ был более свободный, с объяснениями (моими) труднодоступных её слов и не соблюдая порядка написанных слов. Так получался живой рассказ. Она это уловила верно. Пришла с уроков, спрашиваю: «4». Сдвиг! Верно! (Но скажу, что она по просьбе читала и другие статьи: читанную одну и нечитанную одну).
Так дети могут почувствовать уверенность в себе, силу, умение, в них заговорит своё детское достоинство. Радость, успех явятся стимулом в дальнейшей учёбе, в подготовке к предстоящим урокам.



С.М. Кушаков
23 сентября 1950 года