Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Об уважении к учителю"



На педсовете, состоявшемся в Исменецкой семилетней школе, Д.Г.Г. рассказывает:
- Никогда не было такого случая. Ваш ученик Сергеев, по пути домой, заходит в нашу начальную школу. Я занимаюсь во вторую смену. Однажды он приходит и открывает дверь, демонстративно, вылупив глаза, крикнул, как бурлак; другой раз, открывая дверь, мяукнул, как кошка; третий раз – как корова, дальше пошли лошади, лягушки и т.д. Этого у меня никогда не было!
Ученик Сергеев был у меня самый хороший, послушный, отлично успевал. Сейчас, не хватило вышесказанного, что ни день, записывает на стенах школьного здания, в коридоре похабные слова.
- В этом – все вы виновны, товарищи учителя семилетней школы! Вы испортили моего хорошего ученика. Он был у меня хороший и таким же остался бы, если бы учила его и тут.
Да! Вот она куда загнула!
Я думаю по-другому: может быть, у нас он и испортился кое в чём, но порча началась не потому, что не было заложено почти ничего выступающей учительницы Д.Г.Г.
Как? Вот:
Предположим, родитель одного ребёнка уехал на курорт. Приезжает, а сын его не слушает, не уважает, что ни день – творит вопреки запрещения отца глупости и безобразия. Выходит данный родитель должен пойти к соседу и объяснить ему: вы моего сына испортили! Или в том духе, хотя данный пример не особенно характерен.
Однако, хотя пример не очень аналогичный, но я хотел сказать то, что если сын уважает, любит отца, и любовь, уважение это глубоки корнем – сын никогда не напакостит против отца и до конца жизни своей останется верен ему и будет относиться с уважением, т.к. он чувствует, что именно его отец, именно вот этот человек вывел или выводит его в жизнь. Он до конца благодарен ему, он его любит сыновней любовью. Он знает: отец его незаменим. И если он, в жизни, обгонит отца, будет он гораздо развитее отца во всём – и тогда сын всегда будет чувствовать себя перед отцом его воспитанником, питомцем, благодаря которому он получил данное образование, данное высокое положение. Он благодарит его, что сумел заложить основы для будущего его продвижения в жизни, что он в жизни остальное сделает сам.
Тут – дело иное, однако почти аналогично вышеприведенному примеру.
Д.Г.Г. говорит, что они в своё время, эти ученики, были хорошими, послушными. Теперь они озверели, забыли все правила поведения вне школы.
Почти правильно делает, я бы сказал.
Что побуждает данного Сергеева и других подобных в таких случаях к совершению таких поступков, из рам вон выходящих?
Сергеев, вероятно на самом деле мальчик был смышленым и есть смышленый. Правда, это – вопрос. Его в начальной школе – эта Д.Г.Г. баловала. Чувствуя, что над С. Балуют, он был внушён, что он хорошо знает, т.к. ему хорош и без труда почти получает «5» и «4». В каких это интересах учитель делает – известно. (Это учителя-формалисты).
Сдавая в нашу школу, Д.Г.Г. уверяла, помню, что С. – самый хороший почти ученик, когда я усомнился в его прочности знания.
- Нет, он у нас хороший мальчик, - определила она.
Теперь выходит, что С. Плохо был подготовлен для 5 класса. С. сам это чувствует. Как же: ему говорили, что он хороший мальчик, хорошо будет учиться в 5 классе. Оказалось, его обманули. Учительница Д.Г.Г. занималась плохо, спустя рукава. Он (с.) это видит из того, как мы занимаемся нормально тут, в семилетней школе. С. думает: занимайся её учитель Д.Г.Г. у них там же – он получил бы надлежащее образование, знание в начальной школе, он бы легко преодолевал материал 5 класса, опираясь на полученные знания. Но он–то не получил его на протяжении 4-х лет. Куда деться? Он стал неуспевающим.
Он стал мстить! Мстить форменным образом. Мне думается так: «Раз ты не додала знания в своё время, теперь я из-за тебя терплю самоунижение перед другими, через тебя я сам разуверился и нет мне ходу дальше. Ты меня, Д.Г.Г. испортила вконец и закрыла дорогу в будущее!»
Он стал мстить. И мстит он, мне кажется, почти правильно.
Есть дети. И есть у них, у детей, души. Нельзя и не нужно портить их души никогда. Они тоже умеют взвешивать: где правда, а где – неправда, ложь. С. это знает и определяет правильно.
Не Исменецкая школа испортила его ученика, если он мстит ей, а она сама испортила данного ребёнка, не дала ему глубокого уважения к себе, уважения к учителям, сознательного отношения к учёбе.
Пример этот – рассказ о поведении С. вне школы, рассказанный в целях осквернения наших (старших) учителей, - бьёт саму её, Д.Г.Г.
Так, мне кажется!



С.М. Кушаков
10 мая 1950 года.