Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"5 октября"



Сегодня исполнилось 5 лет со дня прибытия из госпиталя. Сегодня – день моего возвращения из Армии на Родину, в родные места. Как я счастлив! Какая радость, какое счастье: находиться дома и работать на любимой работе – учить детей!
Я постараюсь учить мужественных и смелых, не боящихся ничего.
Я постараюсь учить и воспитывать ненавидеть врагов, презрение к ним.
Всем нутром возненавидели учащиеся Салазкина из «Илыш yжеш».
Я постараюсь воспитать умных, толковых, образованных граждан СССР.
Постараюсь воспитать истинных патриотов страны, каким являюсь сам. Для меня – воздух мой, наш, хорош; земля наша, озёра, реки – хороши; лес наш, луга наши – хороши; хороши наши поля, сады – да всё, что есть. Болота наши – и те люблю, люблю я и свои овраги, где я играл, где вырос. Люблю я всё, что для меня дорого, что окружает. И птицы, и звери, и рыбы, и кузнечики – всё! всё! Всё хорошо, всё - наше. Всё – привычное. Всё веет Родиной, всё называю Родиной.
Пусть учащиеся не стремятся куда-то вдаль. Пусть не мечтают о невидимой, неведомой стране. Пусть они любят своё – своё Отечество.
Ходишь летом по грязи в болоте за утятами, по пузо шлёпаешь в реке, в озёрах на ловле рыбы – всё это хорошо и прекрасно. И это тоже есть родина. Находись вдали от дома – и это потянет к себе.
Всё хорошо, всё приятно. Нет такого места, где не было бы ничего плохого. А для родины – всё прощается. Вдали от родины, любя, и землянику, скажешь, растут у нас с яблока, и рыба-пескарь, скажешь, плавает с рычаг величиной, и капусту возвеличишь в пуда полтора. Это – всё любя, это всё – Родина.
Высокое чувство должно быть у человека к Родине.
- О Родина! –
Крикну и сразу
Вспомню твоё дорогое лицо:
И низенький домик, стоит что у вязи,
И (не помню теперь какое-то) крыльцо, -
Цитировал я наизусть когда-то вычитанное до армии стихотворение.
Такое чувство я воспитаю. Нужно быть самому патриотом, чтобы воспитать патриотов. Нужно любить свою работу: нужно радоваться, когда успех; болеть – когда нет успехов. Без сердца – нет работы.
А как я стремился к школе! Как я мечтал вновь увидеться с ребятами!
- Это же – самая наилучшая, почётная работа! – восклицал однопалатникам в госпитале.
Они видели разгоревшиеся мои глаза, и верили.
Исполнилась моя мечта. И вот я пять лет – вновь с ребятами. Вся душа, кровь, кровинки – всё у меня – для учащихся. Если бы можно было по капле вложить своё знание учащимся как ощутимое и весомое, - я бы отдал всё, что имею, каплю за каплей.
Но этого невозможно.
Я ищу методы. День и ночь проходят у меня в поисках этого метода. Проходит ли урок, иду ли дорогой, нахожусь ли в гостях – дума о школе, дума о методе: как ближе подойти к детям и лучше вложить, преподнести знание.
Это истинно, истинно я этим болею.
Я счастлив. Я учу ребят. Я приношу пользу Родине, и сам я – Родины сын.



С.М. Кушаков
5 октября 1948 года.