Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Знакомство детей с природой"



Какое большое значение имеет для обогащения лексикона знакомство детей с природой!
Я начал знакомить своего сына с природой непосредственно на улице, в лесу, на полях с одного года. Сейчас Юрику около трёх лет, но как он много знает слов! Он знает огромное количество существительных, прилагательных (меньше), числительных (ещё меньше), местоимений (не все), очень много глаголов, пожалуй, самое большое количество слов, наречий, частицы, междометий, союзов (ещё меньше)! Он может теперь свободно изъясняться с детьми, со взрослыми, свободно рассказать то, что он видел, что переживал (правда, меньше), что слышал. Он так словоохотлив, что некоторые просто потом отмахиваются, сказав: «Ну, Юра, обожди, мне некогда». Куда бы ни ездил, шёл, выходил на прогулку – не надо находить слова ему, он скорее находит тему для разговора тебе, он сам подскажет и повезёт своё детское лепетание на многочисленные интересующие его выпросы. А этих вопросов у него – бесчисленное множество. С Юриком не скучно.

* * *

В этом, конечно, есть и то, что он сам, наверное, одарён, но, уверен я, что способствовал во многом и я.
Куда только не возил я его! И в лес, и на поля, и в овраги, лазил он там, и в р. Элнет, и на дубняк за грибами; и на рыбалку!.. Cажал я его на велосипед, а то и там, пешком, и выходили или выезжали на прогулку уже с 1 года его жизни.
Вот выедешь в лес – он наберёт с твоей помощью группу разнообразных слов: и из существительных, и из прилагательных, и из числительных, и из междометий!.. Увидит там он многое и полюбит лес.
Выедешь на поля: простор, как море-океан! Зеленеют травы, озимь, а то заволнуется нива, зашумят необозримые колосья… Свежий воздух невидимо шевелит колосьями… Он узнает о ветре, о его действии, о его невидимом дыхании.
Вышел я в овраг. Овраг глубокий, лесистый, обросший травами. Чего только нет в нашем овраге: у ужей, ящериц, пауков, бабочек и других насекомых и животных. Много разнообразных деревьев: и маленьких, и больших, и белых, и черных, розовых, жёлтеньких… Каких только нет цветов! Вот вам: сколько он вынесет с вашей помощью существительных и прилагательных! Тут он увидит и зелёное, и белое, розовое, красное, жёлтое, голубое; увидит большое и маленькое, научится отличать их; узнаёт деревья, ягоды, плоды… Он у меня лазил за мной с моей, а то и без моей помощи (нарочно) на горку из оврага с тем, чтобы он узнал, что такое овраг, крутизна, как она преодолевается. Всё это одним рассказом не понять его возрасту, но на практике он сразу поймёт и долго будет лепетать о своём подъёме и спуске. Взяли мы с собой и Шарика. Залезем мы с Шариком, а он, Юрик, со смехом лезет, карабкается к нам, а то вдруг сорвётся и спуститься «саночкой» до самого низу. Интересно и смешно. Я учил его как взбираться и карабкаться.
Ездили мы на реку Элнет (Илеть) с весны до лета, и в прошлом году и осенью. Я хочу его ознакомить с её изменениями. Узнавал он вначале просто реку, что она большая, тянется как лента, течёт, несёт на себе всё, что не попадает на неё. Пробовал он сам: подбросит палку, щепку – река уносит далеко-далеко, даже не видно куда. Он получает новое представление о течении. После того он однажды, купаясь в бане, и видя, как потекла вода по полу, сказал: «Ох, течёт, как на реке Илети!». Хорошее сравнение! Он этого достиг только непосредственно знакомясь с природой. Видите: он уже говорит не просто существительными и глаголами, а говорит образно, с сравнениями и причём – сам добился этого. Как хорошо! Приятно слышать от ребёнка трёх лет такие сравнения, образные выражения. Кстати, увидел он лошадь, как она машет головой, - он сказал сестре: «что головой крутишь, как лошадь на улице?» Видел Юрий Илеть весной, как она многоводна, видел, как она убралась в свои берега. Видел, как на реке тонула автомашина и её вытаскивали на телеге; видел, как много рыб на реке Илети и как их ловят. Очень хорошее впечатление осталось у него от ловли рыб. До сих пор не может забыть это событие. Целый рассказ возникает у него в связи с этим! Он сам пополняет этот рассказ, дополняя своей детской фантазией. У него и игра своеобразная появилась: игра в ловлю рыб. Он помнит, как бросал весной щепки, комья в лягушек, как поют птицы на реке, в лесу, на полях… Он пробует междометиями пояснить другим их пение. И у него это положительно выходит, удаётся. Видел на реке перевоз, лодку, знает, как переплывают.
Стоит только увидеть на рисунке всё это – представьте, он моментально вспомнит наглядно всё это и расскажет вам из виденного точь-в-точь, увязывая с картинкой. Попробуй карандашом набросать что-нибудь из его виденного – моментально узнаёт это и начнёт фантазировать и рассказывать серьёзные и детские пустяки. Интересно же слушать. Он расскажет вам, что было и чего не было, но так, как будто это было на самом деле и будто видел воочию и ты!
А лес осенью?! Это живая картина Левитана! Каких только нет цветов: оранжевых, жёлтых, чёрных, бурых, красных, зелёных, белых, голубых, пёстро-красных, пёстро-голубых, пёстро-чёрных, тёмно-серых и т.д. и т.д… Подойди только к одной лишь осине осенью – там найдёшь все цвета – с какими только хочешь знакомить ребёнка. Покажи голубой лист и скажи, что это голубой и дай это ему в руки с заданием: пусть он наберёт десять листьев таких же голубых. Вот вам и прилагательное «голубой» и числительное «десять». Так тренируйте же постепенно над посильным количеством цветов в первый, во второй, в третий дни. Ясно, что в один день он не в силах будет запомнить все цвета в названиях и красках, т.е. слуховой и зрительной памятью.
Так я обогащаю состав слов у моего сына. Поразительные результаты достигаются, поступая так. Жаль, не всегда мы этим занимаемся и находим на это время! Будет не бахвальством, если скажу: поставлю его со своими сверстниками или даже с детьми постарше его – чаша весов с лексиконом, с его богатством, умением их использовать в свободном разговоре будет на стороне такого мальчика, как Юрик, который получил знакомство с природой непосредственно в природе. Не далеко ходить, примеры у нас по соседству: ребёнок трёх-четырёх лет не может как следует говорить. Таких не один, а очень много. Ведь разве секрет: в природе ребёнок учится говорить. Даже птички – и те учат говорить, щебетать, петь; ветер научит шуму, движению, лес – говору, река – музыкальности… поля учат любви к свободе, к простору, к свету, горы, крутизны, обрывы – к преодолению трудностей, силе воли…
Учите детей в природе, знакомьте с природой на самотёком, а направляйте её изучение, её узнавание. Этим вы убивается двух зайцев: ваш ребёнок как следует научится очень скоро говорить, говорить красиво, образно, своеобразно; во-вторых – он на всю жизнь запомнит свою природу, свои места, своё детство; он будет у вас патриот на всю жизнь, имеющий свою Родину, понимающий, что такое любовь и полюбить, он не продаст её никогда и ни за что: ведь он же будет знать, он там вырос, он там научился познавать мир, научился ходить, говорить, получать знания; он там ходил с отцом, с мамой, кто так дороги ему, дающие ему плоть и кровь и знание, дорогу в будущее, т.е. всё то, кем он стал теперь. А это – самое дороге. Он не будет у вас плодом, не имеющим корня, созревшим без цветка, без родины.
Я говорю: зародыши патриотизма ко всему родному нужно закладывать с самого раннего возраста детства. Надеяться на его подрастающей возраст, на то, что он получит всё это лишь в школе – значит надеяться на авось. Возьмите для примера себя, если вы поистине любите Родину, не ходите за примером далеко: вы сами испытываете на себе это же!



С.М. Кушаков
24 сентября 1950 года.