Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Против лжи, нечестности"



Мать хочет одеть и обуть своего 2-х летнего сына. Сын не дается. Он продолжает играть и убегать от матери: ему и так хорошо! Свободнее!
Мать решила обмануть.
- Дай, Юрик, тебя одену. Потом мы с тобой пойдем в одно место…
- Куда? – возникла мысль у дитяти. Это невольно обрадовало его. Он решил отдаться, т.к. такое разнообразие его устраивает. Не думайте, что ребёнок не умеет мыслить что хорошо и что плохо! Что к чему – он уже прекрасно соображает!
Одели и обули…
Но что из этого? Мать никуда его не понесла!

* * *

Это – случай. Но этот случай толкает на более глубокую мысль: ребёнок постепенно приучается… сам обманывать и лгать!
Ребёнок очень подражателен. Он не мыслит, не может делать самостоятельные выводы. Он видит – взрослый делает (хорошо ли, плохо ли), значит и ему нужно. Он повторяет. Мать моет пол – он повторяет то же самое и точно также. Сестра читает «Букварь» - и он берёт книгу, повторяет: «Ау… уа». И норовит взять именно ту книгу, где это «Ау» читают.
Я поэтому при нём никогда не делаю плохое. Знаю: он повторит. Он видит, например, в каком порядке я сод
ержу книги; он у меня не рвёт и никогда не берет самостоятельно с полки. Но на днях я как-то невзначай порвал газету для протирки стекла от лампы. Он это увидал и уже попробовал было рвать так же мою газету. Это меня ещё раз убедило: никогда не делать подобное при нём. Мне пришлось приложить усилие, чтобы разубедить, что рвать бумагу – нехорошо. Я рвал только по надобности, и то плохую бумагу.

* * *

Я это рассказываю потому, что если ты лжёшь перед ребёнком, то и он тебе будет лгать.
На днях, с одной стороны, мой сын и рассмешил, также и разозлил. Злился я на воспитание.
Что происходит?
Ребёнок берёт очки дедушки. Дед говорит ему, что они бьющиеся, просит их возвратить. Ребёнок говорит в начале: не дам. Затем после повторной просьбы он подтвердил опять же своё намерение: спрятал, вернее – убрал за спину, сказал: не дам! Дед спрашивает убедительно третий раз, что они ломаются. Ребёнок (нет и двух годов) совершенно серьёзно говорит: нету! Сам в это время очки держит за спиной.
Это – лишнее доказательство, что ребёнок учится лгать! Где, не наследственно ли получил это умение? Чушь! Умение лгать – перенимаемое, воспитываемое явление. Это – продукт воспитания среды или родителей. Это оттого, что сами вначале мы учим лгать, обманываем ребёнка, думая, что он ещё слаб в понятии, не разберёт – что к чему. Глубоко ошибаемся! Никогда не нужно думать, что ребёнок ещё не понимает «этого». Думайте всегда, что ребёнок и «это» может понять, и никогда не делайте недозволенное. (Это мы можем наблюдать на самих себя).



С.М. Кушаков
октябрь-ноябрь 1949 года