Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Работа литературного кружка в школе"


(Доклад на секции учителей родного языка в период августовского совещания учителей)

В литературный кружок Исменецкой средней школы были охвачены учащиеся в большинстве тех классов, где я вел уроки родного (марийского) языка, т.е. трех шестых, двух седьмых и двух восьмых классов. Учителя родного языка в 5-х классах сами не вели кружок и не заинтересовали своих учащихся кружковой работой в той области, какую я вёл.
В кружок были вовлечены не все, а наиболее заинтересованные учащиеся, склонные к творческой деятельности и интересующиеся изучением своего местного края, историей родных мест, любители детского свободного творчества. Таких постоянных членов кружка у меня было до 30 человек, из которых составлялось ядро и избирался актив кружка: староста, редколлегия издававшихся детских журналов, книжек, стен-газеты «Литератор», которые печатались на пишущей машинке. Фактически же материалы от учащихся поступало больше, т.е. охватывало более широкий круг. От всех учащихся. Где занимался, беспрерывно поступали материалы по всем отраслям: из устного народного творчества, свои сочинения по заданиям и др. Таким образом, кружок охватывал всего более 100 учащихся.
Кружок составил план работы, периодически собиралось заседание редколлегий, где обсуждались поступающие материалы о пригодности помещения в издаваемых журналах, газетах или книгах. Отдельные материалы читались здесь же, а другие давались на просмотр более разбирающимся членам кружка для вынесения вывода и предложения. Всё это удавалось и приносило свои плоды.
Так, кружок выпустил за 1964-65 учебный год всего шесть номеров литературной стенной газеты «Литератор», где помещались материалы: № 1 – лучшие сочинения учащихся на свободную тему, №№ 2-4 – предания и легенды по местному краю, о происхождении названий деревень, водоёмом, оврагов и других названий, №№ 5, 6 – рассказы учащихся об участниках в Великой Отечественной войне, о своих отцах, матерях и соседях, которые лично внесли лепту в общую победу над фашизмом (к 20-летию Великой Победы). Материал был собран очень обширный и интересный, привлёк большой круг читателей как учащихся, так и родителей.
Материалы кружка были объединены в десткий литературный журнал и выпущены:
1. – «Сто преданий»;
2. – Легенда-влак («Легенды»);
3. – «Сочинения» для выставки;
4. – «Муро сборник» («Сборник песен») – два журнала, куда вошли частушки современные и старинные из устного народного творчества в первоначальном виде;
5. – «Олыкышто» - сочинения.
Для детских выступлений с постановками подготовлены маленькие пьески, приуроченные к возрастным особенностям учащихся. Пьески были переведены с русского текста: «Кум монымаш», «Настенька», «Грабьармий», «Вашлиймаш» («Три желания», «Настенька», «Грабьармия», «Встреча»).
Литкружковцами собран за учебный год такой богатый материал, который за время учёбы не было никакой возможности обработать и отпечатать на машинке в виде издаваемых журналов, книг, которые хранятся в фонде кружка и будут издаваться в этом году по мере нахождения времени.
Так, например, очень много поступило рассказов о подвигах матерей, отцов в годы Великой Отечественной войны как на трудовом фронте, так и на фронтах войны. Из них летом был оформлен один журнал для выставки на конференцию.
Большой фонд рассказов собрался из жизни детей – самый интересные случаи из своей жизни или жизни товарищей, рассказы о животных, домашних птицах, об охоте, рыбной ловле и др. Такие же рассказы ранее были выпущены в виде книг: «Йоча жап» («Детство») и «Изина годым» («В детские годы»). Они будут публиковаться в этом году в виде таких же детских книжечек, отдельными сборниками по временам года.
Не менее 3-х тысяч песен из устного народного творчества собрали литкружковцы. Сюда вошли как современные, так и старинные песни отцов, матерей, дедов и бабушек об обездоленной жизни землепашцев-мари. Они очень интересны по своему содержанию и представляют даже научный интерес. Песни из современной жизни в большинстве собраны лирического содержания и они выражают счастливую и радостную жизнь, культуру нашей молодежи, подрастающего поколения. В них нет и малой доли грусти и печали, жалобы на жизнь, что наблюдается в старинных песнях мари. Просто нет даже возможностей просмотреть и произвести выборку собранных песен, т.к. из них встречаются одинаковые по содержанию, и они подлежат отборке от однообразного напечатания. Каждый член кружка их собрал от 15-20 до 70-80, а то и более. Следует отметить, что мы ставим задачу сбора этих песен в том виде, в каком они слышат, как поют в народе. Мы не изменяем и не переиначиваем на свой нужный лад. Такую задачу перед литкружковцами я ставлю потому, чтобы их собранное устное творчество могло бы в дальнейшем быть использованным и в научных целях, не вносить в сокровищницу народного творчества элементы сапожничества, разных искажений и кривотолков. Конечно, среди материала встречаются такие, которые по возрастным особенностям не подходят к возрасту учащихся – членов литкружка, но – творчество есть творчество. Это не творчество детей, а самого народа. Из песни слова не выкинешь.
Лучшие песни из устного народного творчества мы использовали, подходящие по содержанию, на концертных выступлениях самих учащихся перед населением, обогащали репертуар программ концертов.
Литературный кружок проделал очень большую работу по изучению местного края. Собран огромный материал – преданий и легенд из окружающей жизни, по рассказам стариков-старожилов. Они очень интересны по своему содержанию, и всегда я их использовал в преподавании марийской литературы на уроках. Они то отражают тяжелую жизнь крестьян-мари, то былую славу, о дружбе между народами-братьями чувашами, русскими, о богатырях. Все изучаемые литературные произведения мы сопровождаем материалами из местной жизни, которыми так богат свой край. Так, например, изучая повесть Я.А. Элексейна «Ормок» в 6 классе, я приводил примеры из журнала литкружковцев «Салтак пристань», «Кри-салтак», «Ложаш куп», «Казак-корем» («Солдатская пристань», «О солдате Кри», «Болото мучное» и «Овраг казачий»). В этих преданиях и легендах из жизни местного, собственноокружающего края выразилась такая же обездоленная жизнь дореволюционных мари, о тяжёлой солдатской доле безграмотных, униженных, запуганных. Дети сами приводят многочисленные примеры, которые даже не успеешь изложить на одном уроке, оставляешь иногда на беседы во внеурочное время. Как в таких случаях интересуются дети старинными рассказами, преданиями! Каждый после таких уроков возгорится желанием ещё глубже изучить свой край. «Оказывается, такой материал находится не только в книге, который описывается писателем, а они имеются вокруг самих нас, только к ним нужно присмотреться и порасспрашивать стариков. Таким образом, учащиеся ещё более увлекаются собранием материалов, глубже понимают, воспринимают изучаемый материал по программе, сами себе помогают всестороннему изучению произведения. Или, например, при изучении предания об «Акпарсе» в 6 классе я использую предания же о взятии Казанского Кремля по местному материалу, которым так богат свой край, находящийся по соседству с Казанским. Следы тех времен сохранились в наших местах и по наше время.
Материалы же, помещенные в детских журналах, очень доходчиво используются в воспитательных целях. Они ещё более доходчивы и лучше восприимчивы, т.к. они ближе им, самим прожеваны.
Сейчас в стадии изучения находится история происхождения деревни «Кожла-сола» у деревни Мари-Отары и история её гибели и др. Хороший материал поступает о кулацком восстании в с. Помарах в годы укрепления советской власти и гражданской войны.
Оформляется материал о приметах погоды. Имеются такие приметы, которые не встречаются нигде в литературе, и они представляют научный интерес.
Вообще, по сбору многих материалов преследуется цель: приобщить учащихся к сбору материалов, уходящих в прошлое, ставших преданиями старины глубокой. Пройдет немного времени, и старики, ныне живущие, могут унести их вместе с собою в безвозвратное. Мы их оставим для себя, для знания последующих учащихся. С течением времени эти материалы будут редкостью, и будущие учащиеся скажут нынешним «спасибо!».
Часть материала литературного кружка Исменецкой средней школы представлена на выставке к августовской конференции учителей в этом году. Они находятся на общем обозрении учителей района. В будущем мы будем готовить для обозрения в масштабе республики, а часть, представляющую научную ценность, будем публиковать через печать.
Литературный кружок – очень полезен для учащихся. Он расширяет кругозор, дает простор мыслям, творчеству учащихся, хорошо помогает усвоению программного материала. И тематический план по изучению марийской литературы я составляю в соответствии с накопленным материалом литфонда кружка, привлекая весь богатейший материал самих детей.



С.М. Кушаков
Учитель родного (марийского) языка Исменецкой средней школы,
руководитель литературного кружка
19 августа 1965 года