Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Исполнение ролей ребёнком"



Я часто тренирую на своём ребёнке, сыне 3-х лет, над исполнением ролей: это пересказ за мной по предложениям, по суфлированию, по картинке, в природе и т.д.
Скажу я – за мной повторяет так же сын. Я добиваюсь этого. Постепенно я усложняю суфлирование: в суфлёрство ввожу голос, изменяя тона на простые, а затем на сложные лады. Ввожу так, что встречаются диалоги, и каждый персонал говорит по-своему.
Так я учу его исполнять роль и запоминать предложения вначале короткие, а затем и длинные с изменениями голоса, тона, музыкальности.
Разве мало у нас людей, которые вслед сказанному никак не могут повторить то же вслед, но уж никак они не могут исполнять роли в спектаклях. Это я хочу и устранить этим. Едем ли на велосипеде, идём ли пешком, - я всегда тренирую сына на этом деле.
Вот едем на велосипеде. Я говорю:
- Юрик, смотри, чуешь, как дует ветер?
- Дует, - повторяет он.
- Скажи, что ветер хочет свалить Юрика.
- Ветер хочет свалить Юрика, - повторяет он.
- Но не может.
- Но не может, - повторяет он.
- Юрик сидит крепко.
- Юрик сидит крепко.
- Смотри, Юра, гуси.
- Гуси ходят. Го-го-го…
- Скажи, убирайтесь, дайте дорогу, не то затопчу. Я на велосипеде!
- Дайте, гуси, дорогу, не то я затопчу. Я на велосипеде. И папа на велосипеде! – с творчеством повторяет сын.
- Где гуси?
- Гуси купаются.
- Скажи, выходите, утонете.
- Гуси, выходите, утонете! Уй-уй, вода-то глубока!.. Кого гуси пугают? – тут же обращается он ко мне.
- Гуси пугают детей.
- И Юрика пугают, да?
- Нет, Юрика не пугают: Юрик у нас же не трус. Они пугают только трусливых.
- Я не боюсь! Папа, не боюсь ведь я?
- Нет. Вот я и говорю.
- А это что за дом?
- Это магазин. Скажи «магазин».
- Магазин. Что там делают? Кто живёт?
- Там не живут. А там продают и покупают одежду – обувь, сласти.
- Конфеты тоже есть? А автомобили?
- Там и конфеты, и автомобили, и пушки… Я тебе пушку и конфет куплю. Надо?
- Надо. Купи конфет и пушку? А что пушка делает?
- Стреляет.
- Мне надо, чтобы стреляла.
В магазине.
- Что тебе, Юрик, надо?
У него глаза разбегаются от множества товара.
- Не знаю.
- Скажи вот тёте: конфету. Скажи: тётя.
- Тётя.
- Дайте конфету?
- Дайте конфету.
Даю ему в руки деньги. Тётя спрашивает денег, обещает дать конфет.
- На вот, конфеты. А ещё что надо?
- Ещё пушку!.. А она стреляет? – вдруг спрашивает тётю.
- Ну, да, стреляет. Вот смотри!
- Дай, я сам попробую.
Смех в магазине.
Рассказ по картинке ведётся так же.
Вот на картинке лес.
- Скажи, вот это огромный лес.
- Это – огромный лес.
- В лесу очень много зверей.
- В лесу очень много зверей… А что же там есть? Волки, медведи есть?
- Есть.
- Они приходят сюда? Они едят Юрика?
- Нет, они сюда не придут.
- А Ольга и Нина говорят, что тут у нас в овраге есть медведи и волки.
- Они врут. Они сами трусы, боятся ходить и обманывают тебя. Ты им на это не верь. Волков и медведей в этом овраге нет.
- Почему они сюда не идут?
- А у нас есть Шарик! Они боятся Шарика.
- Шарик откусит им хвост, да?
- Хвост, ухо, распорет живот… Скажи, в лесу живут ещё зайчата, лисята, белки.
- В лесу живут ещё зайчата, лисята, белки… А ещё что есть? Больше там никто не живёт?
- Живут и разные птицы. Там много ягод разных. Скажи, там много ягод.
- В лесу растёт много ягод.
- Мы с папой пойдём за ягодами.
- Мы с папой пойдём за ягодами, - говорит Юрик. Дальше он за мной повторяет, примерно, такие предложения:?
- Юрик берёт корзину.
- Он там находит зайчонка.
- Зайчонка посадит в корзину.
- Юрик очень любит землянику.
- И зайчонок хочет кушать.
- Юрик даёт зайчонку землянику.
- Зайчонок кушает землянику.
- Потом Юрик попросит зайчонка собирать ягоды.
- Зайчонок Юрику охотно помогает.
- Юрик очень любит зайчонка.
- И Зайчонок очень любит Юрика.
- Они вместе собирают ягоды.
- Потом приходят домой. И зайчонок с Юриком идёт вместе.
- Юрик приносит зайчонка в корзине. Зайчонок маленький, а Юрик большой.
- Домой идёт и отец. Мы едем на велосипеде.
- И зайчонка сажаем в корзине на велосипед.
- Потом может показаться медведь. (или этот вопрос она задаёт сам).
- Медведя мы не боимся.
- Папа не даст в обиду Юрика. Папа большой.
- А зайчонок боится. Он прижимается на самое дно корзины: он маленький и боязливый.
- Но Юрик защитит его. Юрик большой и не трусливый. Он сильнее зайчонка.
- Потом Юрик приедет с папой с зайчонком домой.
- Зайчонка покажет бабушке, маме, дяде и всем.
- Он станет с ним играть на улице.
- На улице зайчонок играет с Юриком.
- Потом они приходят домой.
- Вечером лягут спать. Ложится спать и зайчонок с Юриком.
- Юрик его обнимет и накроет тёплым легким одеалом.
- Зайчонок теплый.
- Так они растут вместе.
- Юрик начинает ходить в школу. Берёт с собой и зайчонка.
- Юрик научится читать.
- А зайчонок не может. Его будет учить чтению Юрик…
Так дальше. На картинке есть и другие объекты разговора. Все объекты ясно, охватить сразу нельзя. Вначале, правда, всей картине надо дать общую характеристику, а затем входить постепенно в детали. Вот там купаются: как, как плещется вода, как греет солнце, кто с ними вместе; вот там виднеется ферма: чья, кто там, что они делают; вот там ребятишки идут из лесу: что они делают, что они там видели, как их зовут (назвать может он, или с твоей помощью) и т.д. Конечно, в самой беседе нужно базироваться на его живом знакомстве с природой, с его познаниями, учитывая возрастную особенность и пополнять знаемый материал. Главное – упираться на развитие языка, на жесты, мимику, на изменение тонов, на исполнение ролей. Так подготовим искусного исполнителя-пересказчика, мастера слова.



С.М. Кушаков
24 сентября 1950 года