Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Жить хочется!"



Ученик Максимов Геннадий (пятый класс) выразился как-то на уроке, что:
- Когда-нибудь, да умереть всё равно придётся!
Это меня возмутило.
Я ему, несмотря на урок, стал объяснять, что жить надо!
Не для того родится человек, чтобы только раз умереть. Надо учиться, а не думать о смерти. Надо принести пользу Родине.
Рассказал, как Островский Н.А., лежа на постели, а вначале – на войне приносил пользу Родине. Как бойцы на фронте, в великой битве с врагом, желали жить и, отомстив врагу, начать строить, зажить новой жизнью.
Рассказал, как я сам, лежа уже раненным, истекая кровью, думал:
«Как бы хоть эти самолёты ещё не угодили пулей!» - т.к. самолёты строчили беспрестанно, пули – градом, я – еле живой от ран.
- Жить хочется! Вот я живу и сегодня. Я хочу жить ещё и принести как можно больше пользы Родине, своему народу. Принести там, где могу. А ты говоришь «Умереть раз всё равно надо».
Умереть – всегда успеем. И умереть каждый сможет. Но надо жить уметь, научиться хорошей и славной жизни – вот наша задача!
Рассказал потому, что, не стерпел.
Я не сторонник того, чтобы на уроке говорилось только то, что запланировано. Задет вопрос за живое, нужное – говори. Не проходи мимо, с улыбкой, ибо это покажет вид, что правда – на стороне ученика. Всегда, когда только увидишь, замечаешь не хорошее, неположенное – отвергай, бей идеологию, ставь на место. Это покажет твою силу, правоту, умение, ставит гораздо выше в глазах учащихся и отблагодарят добром. Этот урок надолго запомнился учащимся.
Ясно, что нужно не увлекаться чересчур.
Я знаю многих учителей: если спросят учащиеся о насущном, возникшем, он хочет не забыть, высказать, пока не забыл. А учитель отвечает:
- Это – не моё дело. Сейчас урок. Спросите других, когда хотите.
Урок надо вести, но не всегда подчиняться букве плана урока. Ведь урок-то, воспитание в том и заключается, что мы воспитываем в полном смысле слова. А если нет этого рассказа, воспитания – где тогда воспитание? Учеба? Но у нас не аспирантура!
Даже дошло до того:
- У нас даже некоторые учащиеся до сих пор не знают таблицы умножения. Но я их не прохожу теперь, потом что программа другая, они должны были проходить в третьем классе, - заявляет на педсовете Малова М.В.
Это – чиновничество. Видите ли – не её программа! А что она делала в третьем классе? Чья была программа? Неправильно!



С.М. Кушаков
9 октября 1948 года