Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Универсал-преподаватель или неправильный взгляд на родной язык в преподавании"



Теперь уже третий год, как в 1948-49 учебном году к нам прибыла молодая работница Л.А.Ш., сказали, что она будет преподавать немецкий язык. Она имеет среднее образование, учится заочно в институте иностранной литературы. Она ещё ни разу не была учительницей, не была в аудитории учащихся.
Но вотона стала преподавать немецкий язык. Она нуждалась в помощи: это естественно.
Вскоре в школе обнаружилось, что русский язык приходится разгрузить с одного преподавателя. Остановились на Л.А.Ш.: она же хорошо говорит по-русски! (По-национальности она марийка).
Сказано-назначено: у нас на это директор и завуч быстры. Сама ещё неопытная, не имеющая стажа и практики школьной работы стала преподавать два труднейших предмета.
В этом 1950-51 уч.году решили разгрузить родной язык, т.к. 30 часов в неделю, сказали, трудно вести. На ком остановиться. У нас много преподавателей-мари, можно бы назначить любого! Ага, Л.А.Ш. не имеет полной нагрузки, она в этом году свободна от русского языка, т.к. преподаватель в этом году имеется. Дать ей родной язык, она справится безусловно: она же марийка. Сказано-сделано: Л.А.Ш., стала мариведом! Дали ей 6-й класс.
Обнаружилось, что она не знает литературу последнего времени, не знает орфографию и пунктуацию современного марийского языка. Как же преподавать, не зная преподаваемый предмет? Она решила висеть на другом мариведе. Висеть можно (на переменах, до и после уроков), мы никогда не откажем в помощи, кто к нам обращается. Но как же быть на уроках? Ведь на каждом уроке могут возникнуть затруднения! Был же у нас случай в одно время: преподаватель М.С.С. ляпнул, что пире чалка, т.е. у нас водятся в лесах синие волки! Не секрет, такое преподавание не может вызывать кроме смеха. Вскоре и Л.А.Ш. оказалась в затруднительном положении: её перестали слушаться, перестали ценить.

* * *

Я не виню, с одной стороны, Л.А.Ш.: вина лежит на администрации. Нельзя же так огульно превращать человека в пробку, грубо говоря – в затычку: где нехватка – там пробка. Универсал, нечего сказать! Правда, такой универсализм в нашей школе не в первый раз: сама Галина Петровна Орлова (и завуч, и директор) вела и русский язык, и географию, и химию, и ботанику, и зоологию!.. Сама же имеет среднее лишь образование и никакой специальности! Поступила в Учительский Институт на заочное отделение естественного факультета со дня основания Института в г. Йошкар-Ола, «учится» и сейчас «заочно».
Так обстоят дела! Что и спрашивать от таких «универсалов-преподавателей» о знаниях, полученных учащимися? Их у них нет и не может быть в должной мере!
Я против такого подхода к назначению преподавателей! А ведь у нас есть и специалисты!



С.М. Кушаков
24 сентября 1950 года