Титульная

Биография

Фотографии

Воспоминания

Произведения

Вечер памяти


"Завоевание ложной любви"


Я принёс из магазина пастилы и колбаски. Завёрнутую в бумагу колбаску всю вручил сыну. Но не для того, чтобы он приступил сам есть, а просто, чтобы показать, что принесли это ему. Думаю, что это сыном было понято правильно.
Затем вынимаю из кармана пастилы и даю ему одну палочку. Вбегает он в чулан, а там мать вручила ему солидный кусок колбаски. Что же делает сын? Он держит в одной руке одно, в другой – другое, и насильно пихает и то и другое в рот, не разбирая ни вкуса, ни чувства удовлетворения чем-то, а так, лишь для наполнения желудка.
- Зачем же ты дала ещё колбаски? Сразу же – вредно: сладкое и мясное!
- Ты же дал? – вопросом отвечает мать.
Значит, жена хочет «завоевать» любовь. Ведь надо же понять: я дал ему не для того, чтобы завоевать у него любовь, или переманить её к себе. Я даю норму. Нельзя же и то и другое без разбору совать ребёнку, когда это не приносит пользы, кроме вреда.
Замечено не впервые? Сын спрашивает 2-3 пряника, мать наваливает ему кучу и пряников, и печеньев, и яблок. Это называется взаимная любовь: сын, будто, будет любить её, а она – любит сына.
Нет, это – завоевание ложной любви. Надо стремиться не переманить любовь, а учесть общие интересы, воспитывать прилежность, знание нормы, знание чувства меры, приучать к употреблению всего в норме, не обжираясь, не набивая чрево чем попало и сколько влезло.
А то бывает так. Однажды сын спросил одну лишь конфету. Лишь одну. Мать даёт ему три. Три, верите?
- Зачем? – спрашиваю её. – Он же просит лишь одну.м - А затем, что он может попросить ещё. Чтобы не ходить ещё.
- Зачем много дала? – говорит ей сын. Он догадался, и приблизительно знает, что не одна, а – три конфеты.
- Здесь не много, а одна, - пытается перед сыном оправдать свою оплошность.
Прямой и двойной обман! С одной стороны – лишнее ему не в пользу было, раз просил лишь одну, во-вторых – она обманула его в счете: вместо закрепления знания в счете она сбивает сына с толку. Тем самым или же уронила перед ним сам авторитет в обмане, или же нанесла ущерб в развитии сына.
Нет! Ложная любовь может привести ко многим неприятностям, ничуть, не полезным нашему общему интересу, ни в интересах воспитуемого.
Я против ложной любви. Я за любовь взаимную настоящую, не терпящую обмана, лжи, лицемерия, переманивания, за любовь прочную, долговечную между детьми и родителями!
Это – часть из того, что можно было привести для примера в завоевании этой ложной любви.


19 октября 1950 года